Их фамилии — в названиях улиц Пскова, их фотографии — на видном месте многих музеев и комнат боевой славы в школах. И это справедливо: в самые трудные для Псковщины дни они не растерялись, не поддались панике, а возглавили сопротивление псковичей фашистским захватчикам. Таких подлинных патриотов, несгибаемых бойцов, в полную силу проявивших свои организаторские способности для мобилизации людей на отпор врагу, в Пскове и на Псковщине, насчитывались многие десятки и сотни. Их имена и дела должны сохраниться навсегда в памяти последующих поколений.
Один из них — Андриан Васильевич Гущин. Перед войной он работал в Ленинграде на Адмиралтейском заводе. После окончания промакадемии по рекомендации Ленинградского обкома партии направлен в Псков и в 1940 году был избран первым секретарем горкома ВКП(б). В те годы Псков насчитывал чуть более 60 тысяч жителей, но, как и везде, в нем шло бурное развитие промышленности, строительства. В Пскове вступили в строй льночесальная фабрика, три средние школы, кинотеатр, гостиница, начала работать ТЭЦ.
Мирное строительство было нарушено самым коротким июньским днем 1941 года. Уже 23 июня была объявлена первая воздушная тревога. Псковский железнодорожный узел постоянно находился под ударами гитлеровских стервятников. В таких условиях псковичи организованно провели мобилизацию — уже в первые дни в действующую армию ушло 15 тысяч псковичей. На предприятиях и в учреждениях были созданы истребительные батальоны для уничтожения парашютистов врага, ликвидации пожаров. В истребительных отрядах было более 3500 добровольцев.
В эти тревожные дни ярко раскрылись организаторские способности А. В. Гущина. Горком сразу стал боевым штабом, направлявшим всю работу предприятий, учреждений. Возле жилых домов оборудовались бомбоубежища, отправлялось в тыл то, что можно и нужно было эвакуировать. Делалось все четко, но времени для эвакуации населения и городского хозяйства, организации партийного подполья и баз для первых партизанских отрядов практически не оставалось.
Псков пал, оккупанты объявили, что советская власть ликвидирована, а все руководители уничтожены. Поспешили! В это время А. Гущин, Д. Богданов, В. Михайлов, В. Шубников и многие другие руководители города и района начали действовать в тылу врага.
18 ноября 1941 года в землянке близ деревни Градино состоялось собрание подпольщиков Пскова и Псковского, Середкинского, Новосельского районов. Созданная организация стала Псковским объединенным межрайонным подпольным партийным центром. Руководителем его был избран А. В. Гущин, заместителем — И. Г. Киселев. Центр развернул работу и осенью 1941 года в городе и районах было создано 18 подпольных групп, которые впоследствии превратились в действующие партизанские отряды.
Межрайонный центр наметил в течение зимы создать из числа активистов боевые группы. Особое место было уделено пропаганде и агитации среди населения, причем наиболее действенной формой пропаганды являлись диверсии. Они убеждали людей в том, что партизаны и подпольщики живут и борются.
Из рабочих завода “Пролетарий”, ТЭЦ, железнодорожного узла были сформированы боевые группы, которые дезорганизовывали работу вражеского тыла: выводили из строя транспорт, срывали воинские перевозки, портили связь, взрывали склады. Рискуя жизнью, подпольщики проникали на военные объекты, следили за железной дорогой, собирали информацию о дислокации и передвижении воинских частей. Сведения, добытые подпольщиками, переправлялись партизанам, а иногда и за линию фронта.
Активную работу проводили подпольные группы А. М. Яковлевой, Я. И. Иванова, С. Г. Ни-кифорова, М. Г. Семенова, И. А. Екимова, Л. С. Акулова. Разветвленная сеть действовала в Псковском железнодорожном депо. Патриоты не давали врагу покоя ни днем, ни ночью, совершая диверсии в депо и на линиях.
Гитлеровцы предпринимали всяческие меры для ликвидации подполья. В декабре 1941 года фашисты арестовали руководителя группы на ТЭЦ С. Г. Никифорова и Василия Борисова. После жестоких истязаний оба были расстреляны. К сожалению, гибли и многие подпольщики. Попал в засаду и погиб в марте А. В. Гущин, а в апреле в бою с карателями погибли председатель Псковского горисполкома Д. А. Богданов и рабочий из Ленинграда В. М. Борткевич.
Гибель А. В. Гущина, Д. А. Богданова, А. И. Басклеева и других стала для центра большой утратой. Но борьба с оккупантами не прекратилась. Никакие репрессии и преследования, пытки и казни не могли сломить патриотов. На место погибших встали десятки новых борцов.
В октябре 1942 года для усиления подпольной работы в тылу врага Ленинградский обком партии решил создать 11 подпольных межрайонных партийных центров, в том числе и Псковский. Псковский центр, помимо Пскова и Псковского района, должен был вести подпольную работу в Карамышевском, Новосельском и Середкинском районах. Руководителем центра стал секретарь Псковского горкома партии В. Ф. Михайлов. Каждый центр получил портативную типографию и по две радиостанции. Это позволило развернуть среди населения целенаправленную политическую работу, распространять листовки, газеты.
Первый номер псковской подпольной районной газеты “Псковский колхозник” вышел в феврале 1943 года. Газета опубликовала обращение к населению Пскова и района. В нем рассказывалось о великой победе Красной Армии под Сталинградом, о прорыве блокады Ленинграда. Подпольный центр призывал население усилить борьбу с немецкими захватчиками. С этого дня газета стала регулярно выходить раз в неделю.
Межрайонные партийные центры сумели за весну и лето 1943 года значительно увеличить ряды подпольщиков, сильнее разжечь в народе ненависть к фашистам и вовлечь его в активную борьбу. 1 июля 1943 года Ленинградский обком партии сообщал: “Большую и важную работу проводят подпольные партийные центры по разведке гарнизонов противника, аэродромов, военных складов, оборонительных линий, движения поездов и характера грузов по железным дорогам (особенно хорошо организовали разведывательную работу… Псковский центр во главе с секретарем Псковского РК ВКП(б) тов. Михайловым). Они систематически сообщают о движении на железных дорогах, о складах, перемещении войск и пр.”.
В период решающих боев под Курском, Орлом и Белгородом, когда советские войска сами перешли в контрнаступление, важное значение имели активные действия партизан в тылу врага. Для Псковщины, на территории которой было 13 партизанских бригад, это приобретало особую значимость. Но это уже отдельная страница летописи Великой Отечественной.